Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
22:44 

Давно не брал я в руки шашек-2

Eswet
неочевидное зло [Годзилла эпохи Сёва]
От я молодец, ухитрилась случайно тыкнуть такую кнопочку, что пост переехал в блокнот с потерей, исессно, комментов 0_0
Ну раз такая хрень, то могу еще пару фиков взять на отзыв, если кому интересно.
серафита, я про тебя помню, но все равно сначала перечитаю канон :)


Сижу в больнице как минимум до вторника, делать тут совершенно нечего, скука смертная, писать не прет. Поэтому объявляю аттракцион неслыханной щедрости :)
Напишу отзыв по фику, который мне предложат :) возьму пять штук, писать буду не спеша. Желательно - знакомые мне фэндомы, не ПВП и не более 60 тыщ слов. Ориджи не хочу. Формат отзыва - как вдохновение велит, но отзыв будет развернутый :)


"За радугой"

Вообще фики, как мне кажется, довольно явно делятся на две категории: “все понятно” и “интересно, а что хотел сказать автор?” Надо отметить, что совершенно необязательно читателю на самом деле все понятно в первой категории, но он, по крайней мере, так думает. То есть в голове у него выстроился по прочтении какой-то сравнительно непротиворечивый образ текста: о чем, почему и зачем. Вторая категория - это когда читатель прочесть прочел, но смотрит в недоумении и даже вынужден привлекать сторонние, внетекстовые источники информации, чтобы образ в голове все-таки составить.
Вот “За радугой” мне лично угодило во вторую категорию. Правда, это формально: я знаю автора, знаю, как и что автор обычно пишет, поэтому додумать, что автор хотел сделать в этом тексте, на самом деле несложно. Но по-хорошему это неправильно - строить понимание текста на других текстах того же автора. У нас и так в случае с фиками надо всем довлеет канон, и его надо учитывать.
Итак, перед нами космо!АУ про то, как некое межпланетное государство, проиграв первый раунд войны с соседом за счет его, соседа, определенного (но не критического) технического и тактического превосходства, посылает в бой остатки прежних войск и свеженьких, досрочных выпускников летных училищ. Картинка для нашего читателя знакомая, исторически болезненная, вдобавок многократно повторенная в целой куче художественного всего, нашего и не нашего. Очень стабильный сеттинг.
Дизайн декораций - равновероятно отсылает к анимешкам того же сеттинга или к СтарТреку, Вавилону-5 и иже с ними. Богатая вариативность, широкий охват: уж наверняка каждый читатель что-то из этого да видел.
В общем, на плодородной почве отлично проработанной в мировой культуре темы (но не имеющей вообще никакого отношения к канону-исходнику) произрастает куст событий и отношений между персонажами Куробаса.
С одной стороны, персонажи узнаваемы. И поведение, и характерные фишечки, и ряд особенностей в личных отношениях - все при них.
С другой стороны, в ряде мест грубо нарушены причинно-следственные связи канона, и учитывая тотал!АУ - фик здорово теряет в собственно фиковости, в своей связи с изначальным каноном. Например, новичками оказываются все ПЧ, кроме Куроко - который из предыдущей “Тейко” и имеет опыт боевых действий (почему, кстати, его не называют в одном ряду с Ниджимурой, Хьюгой, Касамацу и Имаеши? Он не настолько незаметен, чтобы кадровики и аналитики упустили его из виду). Рико пилотирует истребитель наравне с парнями, а Ханамию выперли в аналитический центр, потому что с ним никто не хочет летать. При этом Хайзаки остается пилотом под командованием Имаеши. Айда Кагетора - генерал, а остальные тренеры? Составы команд перетасованы. Это, в целом, имеет свою внутритекстовую логику, но фик на то и фик, чтоб опираться на канон, а здесь с опорой как-то не очень. Тут и полемики с каноном нет, а она могла быть на уровне событий: вот ПЧ не попадают в “свои” команды, каждый по собственной причине, и собираются вместе - это было бы красивым узором, будь как-то оформлено. Кагами носит на шее второй жетон - но, как выясняется в конце, жетон не Химуро, а Алекс. Симпатичный перевертыш, но будучи единичным, не дает такого эффекта, как если бы их таких оказалось три или больше. Конфликты между командами и игроками не отражены практически совсем, даже сквозной Аомине - Кагами, остались только Кисе и Хайзаки, и то полностью утрачен канонный ход развития событий и канонная мораль. Ну, мораль утрачена вся совсем, собственно.
Но само по себе это все совсем не беда, когда вместо канонных конфликтов, принципов и целей предлагаются другие. Понятно, что цель в этом аспекте стопроцентно оправдывает средства.
Беда в том, что конфликтов или, чтоб не плодить двусмысленность, коллизий в тексте нету вовсе. Нет соперничества между пилотами и звеньями (и в песок ушло предупреждение Ханамии в самом начале, равно как и состязательность между Кагами и Аомине, тоже заявленная в начале, но сошедшая на нет с появлением Кисе). Нет оспаривания авторитета Акаши, нет драмы “победа с нарушением приказов” (само событие есть, а драмы нет!), нет шпиономании (она так славно просочеталась бы с “расчеловечиванием”), нет даже “ты травмирован! - нет, я здоров, пустите лететь!”, нет состязания за руку и сердце Момои или Рико, нет вертикальных разборок по иерархии между салагами и уже летавшими, на худой конец, нет дурацких шуточек, приводящих к серьезным последствиям… В общем, нету ничего. Все стремятся к одной и той же победе с одинаково горящими сердцами.
И я прекрасно понимаю, что немножко поприключать, помучить и уползти, поогорчать и порадовать этих чудесных заечек - само по себе большая радость для любителя канона и персонажей. И с задачей “посмотрите, какие они клевые!!!11” автор справился отлично. Действительно клевые, и Кисе с зубной пастой и сериалом, и Мидорима с зубастым пингвином, и Аомине с показательным нигилизмом и трогательной заботой под ним, и второплановое имамомо, и альфа и омега “Тейко” - Ниджимура… все замечательные, всех автор любит и предлагает любить с ним за компанию. Но, к сожалению, для двадцати тысяч слов этого недостаточно. Надо коллизий.
Я так понимаю, что текст перерос задумку и начал писать себя сам. И на нем это не очень хорошо сказалось. Скомканное начало, нестреляющие ружья, довольно ниочемный финал. Море характерного флаффа, который с топором - это здорово, но подкачало оформление. По-моему, тексту нужно было дать вылежаться, а то очень многое осталось в голове автора и в сам фик не попало.
В общем, что хотел сказать автор - я знаю. Но не из текста.




"Карлсон не приходил"

Так подумать, состояние ЯННП по прочтении художественного текста - для меня штука ненормальная. Но бывает, да. А вот когда уже и комментарии прочла, и там уже все сказали - о чем текст, за чем текст, - а все равно ЯННП, вот это уже и странно, и обидно. Потому как ну ладно еще, если чего-то не заметишь, акценты расставленные пропустишь - это случается. Но когда носом потыкали, как правильно читать, а оно так все равно не прочитывается - тут какая-то засада, и ее бы надо разъяснить.
На всякий случай привлекла стаю товарищей: а вдруг это у меня мозги набекрень, как эпизодически бывает со мной при обработке социально сложных тем?
Из нас, пяти товарищей (все дамы, все старше тридцати, у двух есть дети, по образованию три гуманитария и два медика - это чтобы выборку уточнить), два человека прочли правильно. И оба сразу уточнили, что не собственно прочли, а догадались, и не столько из текста, сколько из суммы умолчания и рейтинга с предупреждением в шапке.
Нда, я-то шапку, как водится, не читаю. Но мне, впрочем, и шапка не помогла.
Я тут чего хочу сразу сказать. Карлсон - он вообще очень круто эксплуатируемый образ в нашей культуре, от анекдотов до притч и попыток переосмысления. Карлсона знают абсолютно все, половина его (мультяшных) реплик - мемы, равно как и Фрекен Бок. И с одной стороны, это отличный материал для таких перевертышей, чтобы более-менее у всех сложились одинаковые ассоциативные цепочки. А с другой - у ассоциативных цепочек получаются очень мощные ограничения, за которые вылезти бывает сложненько.
И первая ассоциация: Малыш очнулся в больничной палате с кардиомонитором и с отнявшимися ногами - ага, это он все-таки навернулся с крыши! Ну или Карлсон его уронил. Потому что в голову разом приходит повреждение позвоночника, а в случае с Карлсоном самый легкий способ такую травму словить - это грохнуться с высоты.
Далее - но этот момент очень-очень распространенный - возникают идеи, что Карлсон - это выдумка или бред Малыша, потому что настоящему Карлсону больничные правила ни разу не указ (хотя вообще мы знаем, что Карлсон по жизни сволочь несочувствующая, и он вполне может игнорировать приятеля, который не в состоянии играть и шкодить и угощать вареньем, но это ладно). А потом врач подтверждает существование Карлсона, и вот тут-то возникает подозрение, что не все так просто и ладно. Однако…
Девочка Кристина с ее блестящей сеткой на ноге опять уводит ассоциацию на травмы, ног или спины - черт знает. Кстати - напрасно девочке дали имя, это круто отвлекает от всего, девочка тянет на себя одеяло. Потом Кристину забирает папа: девочка рыжая, папа рыжий, машина и куртка красные, яркое-преяркое пятно на фоне больничной скукотищи - и, конечно, сравнение с Карлсоном ложится в строку этой яркости, ведь Карлсон - это приключения, страшно и весело, азартно и интересно, не то что больница.
Можно было бы на этом месте заподозрить что-то про папу, но при Малыше все время мама, а при Кристине мамы как раз нет, и этим достигается равновесие: дочка с папой, сын с мамой. И потом, невозможно не помнить самое начало “Трех повестей”: у папы есть мама и наоборот, у Боссе есть Бетан и наоборот, только у Малыша нет никого. То есть мама и папа - это обобщенное такое явление. В конце концов, брат с сестрой тоже не приходят навещать.
Наконец, абзац с губкой, об который споткнулись все прочитавшие, но не все сделали нужный вывод. Лично о своем впечатлении скажу: коли Малыша папа катает на шее - возня у них в обычае, и ощущения бороды и усов и больших мозолистых рук - это маркер не какого-то криминала, а как раз полного благополучия. Между прочим, в мультике Малыш носит короткие штанишки, и стало быть - борода с коленками как раз должна соприкасаться. Справедливости ради: абсолютно все поняли, что здесь зарыта собака. Но вот породу собаки распознали не все.
Дальше про коленки (кстати, стоять на коленях, поджав их к животу - очень странная формулировка, так можно лежать, а вот если стоять - то это навалившись животом на колени скорее) тоже могло бы быть подсказкой, но немедленно выворачивает в другую сторону за счет “наказания ремнем”. Совершенно не та ассоциация, как минимум про поверхность попы. Вот в этом месте как раз случилось ЯННП: вроде и понятно, что это ключевой момент, но смысл его ускользает.
Дальше папа обиделся на рассказ про Карлсона, поругался с мамой и уехал с полицией. Это вообще переворачивает вверх дном все. Исходная гипотеза о падении Малыша пока что ничем не опровергнута, но становится понятно, что папа каким-то образом тоже поучаствовал. Дальше в попытке привинтить логику мной были прикинуты версии про то, что папа сам вор-домушник и зачем-то поволок Малыша с собой на крышу, откуда тот сверзился. Сказка про Карлсона рассказана папой сыну (“на самом деле я супергерой” или как-то так), что объясняет и реакцию врача, и гнев мамы, и полицию. Только непонятно, в какой момент Малыша ушибло амнезией, если отъезд папы с полицией он помнит, а причину своего попадания в больницу - нет. Сам, что ли, на крышу полез, заменять супергероя?
Но это гадание на кофейной гуще, в тексте невозможно найти подтверждения.
Засада в том, что точно так же в тексте невозможно найти подтверждения авторской версии. Там этого не написано.
Товарищи, прочитавшие правильно, угадали смысл именно по формату умолчания. По формулировке предупреждения (“будь там что-то другое, автор бы это написал”), по тому, что персонажи не обсуждают случившееся (хотя, честно говоря, а кто и с кем стал бы обсуждать, кабы папа оказался вором?). Образ губки-бороды прошел скорее как подтверждение предположения.
Но тут ведь как. Выходит, чтобы понять, на что намекает текст, нужно иметь очень специфический личный опыт и очень интересные умолчания в голове. Типа, о чем люди предпочитают не разговаривать. Я не ЦА этого текста, у меня нечем его понимать в том виде, в каком он сделан.
Ну и я так и не понимаю, почему - Карлсон. Мелкий шкодник, дитя-трикстер, неважный друг, но веселый затейник, ни секунды не родительская фигура, образ расширения и познания мира через игру - при чем тут именно он?
Ах да. Дама из рефгруппы, детский психиатр по роду деятельности, сказала, что с профессиональной точки зрения идея очень зачетная. Правда, при этом текст она правильно не прочла.
Наверно, следует предположить, что ЦА этого фика просто очень узкая. Она должна быть способна воспринять определенное умолчание, которое больше самого текста. А это, в силу специфики жизненного - на сей раз даже не читательского - опыта сильно не каждому дано.
Товарищи из рефгруппы говорят, что по отзыву тоже ни фига не понятно, о чем же на самом деле текст. Я так думаю, что и хорошо: захочет кто-нибудь прочесть, так пусть читает без спойлеров! Так интереснее.





"Лучшее колдовство"
Не буду прикидываться невинным новичком, этот фик я уже читала раньше. Но давнооооо. Так что зашла как в первый раз и прицельно насладилась уже не событийным рядом, который известен заранее, но формой изложения.
Итак, это “пропущенный эпизод” - где был и что делал Абэ-но Сэймэй, когда в фильме ненадолго умер. Выпил сакэ с верховным божеством, получил плюшку и вернулся в бренный мир. В общем, весьма по-сэймэевски.
Тут, собственно, вообще история не про “что”, а про “как”. Вся, с позволения сказать, набитая диалектическими единствами, как подушка перьями. Чего стоит Аматэрасу, вещающая об иллюзорности материи и времени! Не помню, признаться, просватали ли ее в будды в процессе пропитки японского религиозного сознания буддизмом, но даже если нет - божественность получилась отличная: одновременно по-кодзиковски домашняя и по-трипитаковски непостижимая. Подлунный мир и мир богов существуют, но место - всего лишь иллюзия, и потому разница между мирами несущественна для выбора, хотя одновременно очень даже существенна для вопроса жизни и смерти. Человечность и лисость самого Сэймэя…
На человечности и лисости хотелось бы задержаться особо. Это очень классно сделано, когда смены формы идут совершенно затекстово, и даже не очень понятно, когда, в какой момент они происходят: вот Сэймэй начинает движение человеком, продолжает - лисом, и заканчивает снова человеком, и обо всем этом догадываешься только по описанию его ощущений в процессе.
Понятие “сю” тоже введено роскошно: оно встречается в тексте регулярно, иллюстрируется богато, расшифровывается в примечании, но… почувствуй себя Хиромасой: все слова понятны, а чего Сэймэй сказать хотел - все равно не разберешь. И правильно, потому что это понимания не требует, а требует воспринять и положить в основу чего-нибудь. Но для этого, кажется, желательно быть как минимум оммедзи.
Очень красивая игра с “умер” в исполнении Сэймэя, Аматэрасу и Хиромасы. Подлунным миром правят время и смерть, и сложно определять смерть вне времени, потому там постоянно фигурируют “еще” и “уже”. Но время-то - иллюзия. И про “смерть перед тобой в долгу” отлично, зеркальная логика: без человеческого мира смерть не будет существовать.
Сэймэй, смертный и порождение смертного мира, но достаточно - просветленный? - чтобы уметь не просто сменить собственное сю, но отрешиться от сю вовсе. И при этом куда больший материалист, чем могло бы показаться, с его любованием собой и окружающими явлениями. И дорожащий этими явлениями, и умеющий себе в этом признаться.
Хокку о бытии за спиной божества - и хокку о возвращении, спиной к божеству. Выбор между вечностью и мимолетностью.
В целом, тот случай, когда образные ряды намного толще и длиннее текста, и путаться в них - отдельное удовольствие.
По идее, надо бы поругать за японизмы без расшифровки, но не хочется - я же все поняла, да и текст не на широкую неосведомленную аудиторию. Да как-то и вообще ругать не хочется. Получила массу удовольствия от чтения. И, кстати, хорошо, что текст маленький - тут чем концентрированнее, тем лучше. Может, даже начало слишком водянистое - а впрочем, учитывая ввод разом ситуации, персонажа и понятия сю, оно и неплохо. Не сходу извилины узлом завязываться начинают.
Спасибо автору за вкусный кусочек вторичной реальности. Прямо надо фильм пересмотреть.
А, и да! за “ю-ууу” отдельно спасибо. Вот так взять - и одним словом всему фику музыкальное сопровождение выдать, и еще и читателю в мозги на полдня его подвесить - это нарочно так не угадаешь, исключительно по большой удаче”. Ну или да - очень, очень хорошее колдовство.


@темы: Йа криведко, Фанфики

URL
Комментарии
2015-12-23 в 23:02 

серафита
Декаданс всякий, рефлексия, мысли, бла-бла. А потом он решетку в тюрьму фоларийских богов выламывает.
Eswet, жду) Хотя у меня там есть фики с такими героями, что перечитывать канон необязательно...

2015-12-23 в 23:24 

Madra rua
Рацио - это скучно. Настоящий ирландский герой первым делом побеждает логику
нашел! я фанфик нашел на канон, который ты точно знаешь!
можно? мими :shuffle2:
он маааахонький

2015-12-23 в 23:54 

Хриза Амирани
мистраль с двумя "л"
А англоязычные берёте?

2015-12-24 в 00:44 

Eswet
неочевидное зло [Годзилла эпохи Сёва]
серафита, я хочу про Ириса с Лестой :)

Madra rua, дык можно...

Хриза Амирани, нет, я не знаю английского на таком уровне, чтобы оценивать художественный текст.

URL
2015-12-24 в 11:01 

серафита
Декаданс всякий, рефлексия, мысли, бла-бла. А потом он решетку в тюрьму фоларийских богов выламывает.
Eswet, :) Вот я тоже про них думала — и была уверена, что для них-то перечитывать канон необязательно. Там зарисовка про время, когда Леста жила в Сумерках, бездуховное этосамое :)

2015-12-24 в 12:08 

Eswet
неочевидное зло [Годзилла эпохи Сёва]
серафита, я этот канон помню на уровне некоторых имен, понимаешь ли :)

URL
2015-12-24 в 13:26 

серафита
Декаданс всякий, рефлексия, мысли, бла-бла. А потом он решетку в тюрьму фоларийских богов выламывает.
Eswet, да, но главные-то герои?..:lol:

2015-12-24 в 13:31 

Eswet
неочевидное зло [Годзилла эпохи Сёва]
серафита, а весьма дурацкое дело - рассматривать фик вне его канона :)

URL
2015-12-24 в 13:34 

серафита
Декаданс всякий, рефлексия, мысли, бла-бла. А потом он решетку в тюрьму фоларийских богов выламывает.
Eswet, да я не возражаю, но не думала, что всё так плохо.

   

Темны воды под мостом

главная