16:24 

Eswet
Cimex amantissimus. В диване с 2003 г.
Мвахаха. Ксюхин класс поголовно не осиливает твердые/мягкие согласные звуки, по каковому поводу, как я понимаю, на ближайшем родительском собрании нам грозит лекция по примитивной фонемной теории. Так сказать, адаптация для первоклассников и давным-давно все позабывших родителей.
Тем временем я тут загодя перечитала соответствующий раздел у Белошапковой и в очередной безнадежный раз пытаюсь уместить в голове, каким гением чего надобно было быть, чтобы придумать учить фонемной теории детей, которые еще уверенно не пишут, а некоторые так и не читают и, разумеется, абстрактное мышление еще в нужной мере не отрастили... :apstenu:

Прочла тут: Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово - является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Чуточку присела. Казалось бы, не открытие Америки, что в русском языке почти все пишется не так, как слышится, а слышится тридцатью разными способами в зависимости от локальной речевой нормы. Ну да, у нас фонематический принцип графики и орфографии. Фонематический, а не фонетический. Спрашивается, если ребенок четко слышит, что "стоять" - это [стАять] и "вперёд" - это [фпирёт] - это, блин, предпосылка для правильного обучения грамоте?!! Кто-нибудь из присутствующих может объяснить для охреневшей яжематери этот полет эльконинской мысли? Может, тут все-таки есть здравое зерно?..

Ну и из сегодняшнего школьного: "Если ребенок читает сам, то пусть он на недельку перестанет читать. Он так лучше в звуках разберется". Мамадорогая! Как раз на днях "Убить пересмешника" перечитала. Так вот: Глазастик, "десятичная система Дьюи" и "скажи отцу, чтобы больше не учил тебя читать, потому что он делает это неправильно". Прям не знаю, что и сказать...

@темы: Дочки-матери, Грустное, Великая могучая русская языка

URL
Комментарии
2015-10-01 в 16:27 

Хысь
Вертолёта не будет
Там нет ни единого здравого зерна, оно даже рядом не лежало.
Где-то в моем дневнике статья по этому поводу закопана, сейчас поищу.

2015-10-01 в 16:30 

Eswet
Cimex amantissimus. В диване с 2003 г.
Хысь, я читала статью про вред этого подхода. Но блин, он же чем-то обоснован, ну! Он же не сейчас придуман, а в глубоко советские времена, когда конспирологически заподозрить авторов в желании оболванить пару поколений школьников довольно затруднительно :) Правда, в советские времена этот подход в школу не допустили, мнда...

URL
2015-10-01 в 16:33 

Madra rua
Рацио - это скучно. Настоящий ирландский герой первым делом побеждает логику
я сначала весь согласился, а потом подумал и так скажу: да, надо
сейчас они ничего не поймут, начнут понимать мозгом классу к пятому, но чтобы к пятому классу было что понимать, в мозг сейчас надо впаять определенные паттерны.
Да, фонемная теория нужна, чтобы ребенок осознал морфологчиеские и лексические механизмы и связи языка, опять же, к средней школе, чтобы у него развился фонематический слух.

Спрашивается, если ребенок четко слышит, что "стоять" - это [стАять] и "вперёд" - это [фпирёт] - это, блин, предпосылка для правильного обучения грамоте?!!
ну да, ребенок привыкает. что пишется "манчестер", читается "ливерпуль" и полагаться на звук нельзя , как-то так

другой вопрос, как это преподается ... %_%

ну или я не понял суть вопроса и, как обычно, все напутал Оо

2015-10-01 в 16:37 

_Les_
Мой ребенок в первом классе в позапрошлом году учился, они чуть не полгода проходили буквы и хлопали в ладоши на слоги (хо-ро-шо - три хлопка). И всю эту разноцветную муть про твердые и мягкие, и гласные, и согласные - красным, синим, зеленым... Все по звукам, действительно. Но проблемы с этим не было, хотя писал он тогда именно что на слух, и "здравствуйте" у него было "здрасвуте" (или как-то так). В общем, по итогам двух лет результат неплохой. Освоил грамоту, учит словарные слова, читает, пишет вполне нормально и правильно.

2015-10-01 в 16:43 

Эрл Грей
Þræll einn þegar hefnist en argur aldrei.
К сожалению, бабло как всегда всех победило. И здравый смысл в том числе.

2015-10-01 в 16:58 

yako-kaede
Обязательно будет ночь, Рожки сплавит в колечко-спираль, Убивающий слабую плоть Скрежет неба о лунную сталь(с)
Madra rua, Да, фонемная теория нужна, чтобы ребенок осознал морфологчиеские и лексические механизмы и связи языка, опять же, к средней школе, чтобы у него развился фонематический слух.
А ЗАЧЕМ? что это ему даст для освоения других предметов, куда потом это применяется дальше?
я не холиварить, я просто этим вопросом реально мучаюсь с тех пор, как сама в первом классе треугольнички синим-красным-зелёным закрашивала.
Читать и писать я научилась ещё до школы - по-старинке, без всей этой заморочи. Когда в школе стали этот фонетический разбор требовать, то принципы, как изобразить "как оно слышится" уловила быстро, делала на пятёрки (по пятибалльной системе). Но эти задания на транскрипцию всегда воспринимались как что-то такое само по себе: для того, чтобы грамотно писать, это не нужно - даже вредно. А для чего ещё?

2015-10-01 в 17:06 

Хысь
Вертолёта не будет
Вот статья, что я искала. Ну, как обычно, всё плохо. Про фонетику и откуда она взялась ближе к середине.

2015-10-01 в 17:19 

Eswet
Cimex amantissimus. В диване с 2003 г.
Madra rua, слушай, но я тоже никак не догоняю, зачем? Чего первоклассник осознает, какие-такие связи? Да, язык - сложная и красивая система, но где у семилетнего ребенка столько абстрактного мышления, чтобы эту систему осознать? Тем более, в преподавании принципиально попутаны звуки и фонемы, и потом это аукнется примерно так же, как приснопамятная история про перемену мест множителей. Или про склонения существительных, которые в школе относительно академической науки поменяны местами. И это не говоря о том, что 39 фонем московской школы и 43 питерской, старшая и младшая нормы произношения и еще до той матери всего, что понять нельзя, а можно только запомнить :)
Ну и тем более я не понимаю, какой к черту фонематический СЛУХ может сказать ребенку, что звуки А, О и Ъ в определенных словах - это одна и та же фонема? :) Для того, чтобы это осознать, надо знать на уровне железного рефлекса, что некоторые слова пишутся с буквой "О" в определенном месте, и уже эта буква читается как А,О или Ъ. По-моему, это типичный случай телеги впереди лошади...

ну да, ребенок привыкает. что пишется "манчестер", читается "ливерпуль" и полагаться на звук нельзя , как-то так
Но это же кошмар? Это же ведет к сплошной зубрежке словаря?
Есть определенные закономерности чередования звуков, часть из них ребенок, вероятно, со слуха запомнит, но отображение-то их в письменном виде запомнить можно только с письма! Причем сначала запомнить, и только потом заметить и осознать :)

URL
2015-10-01 в 17:20 

Kadzu
"Да, это был бисульфат бария." (с)
Меня учили по этой системе, когда это только вошло в нашу жизнь. Знаешь - у меня не было никаких проблем с отделением одного от другого и пониманием процесса. Про полезность с точки зрения педагогики я ничего не скажу, но не помню, чтобы это хоть кому-то мешало.

2015-10-01 в 17:21 

Eswet
Cimex amantissimus. В диване с 2003 г.
Хысь, ога, я читала.
Вот, кстати, очень интересный подход описан...

URL
2015-10-01 в 17:35 

Eswet
Cimex amantissimus. В диване с 2003 г.
Kadzu, а в каком классе, ты помнишь? У меня это было в третьем, что ли. Но я тогда уже писала абсолютно уверенно и безошибочно.

URL
2015-10-01 в 17:49 

Hazycat
Одна кошка – это ровно половина Вечности.
Жуть с ружьем. Автору забыли рассказать, что письмо у нас не фонетическое, а?

2015-10-01 в 17:55 

Eswet
Cimex amantissimus. В диване с 2003 г.
Hazycat, ну как бы автор немножко доктор наук :nope: Не филолог, правда, психолог. И вообще я так понимаю, что вся эта разработка психологической, а не филологической направленности.

URL
2015-10-01 в 18:08 

Hazycat
Одна кошка – это ровно половина Вечности.
:facepalm3:

2015-10-01 в 18:16 

Kadzu
"Да, это был бисульфат бария." (с)
Eswet, В первом.

2015-10-01 в 18:24 

Eswet
Cimex amantissimus. В диване с 2003 г.
Kadzu, а ты уже читал-писал к школе?

URL
2015-10-01 в 18:28 

Kadzu
"Да, это был бисульфат бария." (с)
Eswet, Да. Несомненно. Но у нас были и те которые делали это гораздо хуже меня.

2015-10-01 в 18:38 

Eswet
Cimex amantissimus. В диване с 2003 г.
Kadzu, ну вот, на самом деле, вопрос - поскольку, разумеется, статистику никто не вел - какой процент народу после записи транскрипций русских слов стал по жизни писать "йожыков". Что такие есть, и не единицы - это медицинский факт уже.
К сожалению, никакой статистикой не берется другой вопрос: какому количеству народа это не нанесло вреда, но не принесло и пользы...

URL
2015-10-01 в 22:01 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
Eswet, я могу сообщить смысл, который типа официальный - подруга заканчивала пед по начальной школе как раз.
Смысл в том, что ТЕОРЕТИЧЕСКИ ребенок должен осознать, что существует как бы два языка - устный и письменный, и справедливое для устного для письменного не справедливо.
Как-то так.

Что до плюсов: на опыте живых людей могу сказать, что затверженное в первых классах школы пригождается на филфаке и мало отличается от курса фонетики, который идёт в рамках СРЯ. Нахрена это счастье нормальным детям, я не знаю.
Но вот факт.

2015-10-01 в 22:12 

tahry
Все иллюзия...
Madra rua, да он забудет всю эту теорию к пятому классу.

ИМХО тут есть засада в том, что взрослые дяди и тёти пытаются детям втюхать анатомированный трупик русского языка в виде теории, которую дети реально не понимают. Большинство детей эти игры с фонематическим разбором воспринимает, как игры и не более. Грамотности они на этом не обретают. Уровень мышления, позволяющий понять и осмыслить всю эту белиберду у большинства школьников отрастает классу к пятому - восьмому, и то не у всех. А то, что позволяет обрести грамотность в этом возрасте - тупо - память. Она ещё очень приличная и её и надо бы грузить по полной, формируя перекрёстные связи между разными зонами коры. То есть, элементарно - читать, писать, слушать и пересказывать. Дрессировать и натаскивать. Всё. Ну, детям с логопедическими или леволапыми проблемами - выправление их. А им пытаются русский подать, как иностранный. Местами, это всё равно, что читать младенцам лекции о теории прямохождения с демонстрацией фоточек олимпийских чемпионов и копированием поз Плисецкой на разминке.

2015-10-01 в 22:14 

Hazycat
Одна кошка – это ровно половина Вечности.
2015-10-01 в 22:46 

Eswet
Cimex amantissimus. В диване с 2003 г.
Кин Ри, а, ну... бугага. Я щас как-то ребенку минут за десять доходчиво объяснила, что буква и звук вообще не родня, что пишется почти все не так, как читается... и нафига на это убивать столько времени?..

tahry, вот, блин, дааааа...

URL
2015-10-01 в 22:51 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
Eswet, мне интереснее, зачем мелкому знать фонетику в объеме институтского учебника по СРЯ (ну, точнее чуть-чуть меньшем) - все эти "и с призвуком", сверхкраткие и прочая...

2015-10-01 в 23:04 

Eswet
Cimex amantissimus. В диване с 2003 г.
Кин Ри, мне интересно, зачем вообще нормальному человеку все это знать! Вне специфических разделов филологии и лингвистики это точно про ту сороконожку, которая задумалась, как она ходит... Даже изучение иностранных языков в этой теории, в общем-то, особо не нуждается.

URL
2015-10-01 в 23:11 

tahry
Все иллюзия...
Eswet, ну, не знают идеологи нейрофизиологических основ того, чем занимаются...

2015-10-01 в 23:12 

Eswet
Cimex amantissimus. В диване с 2003 г.
tahry, Эльконин помер тридцать лет назад, тащемта. Но дело его живет...

URL
2015-10-01 в 23:27 

tahry
Все иллюзия...
Eswet, я подозреваю, что эльконин как раз внёс бы поправки в методологию с учётом новых откровений. Не такие уж они и новые, прямо скажем, а задачу обучения сильно упрощают.
Но после любимого приказа 1346 с посылом годовалых на осмотр к психиатру удивляться насаждаемым сверху маразмам перестаёшь.

2015-10-02 в 00:04 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Ну, вспоминая статью, где нынешняя безграмотность прямо связывается с эльконинской системой обучения грамоте через фонетику и всякую фигню... А, да, вот ее нашли.
Короче, меня дома учили читать. К счастью. Тупо по азбуке, на кубиках и по слогам. Так что я даже ен помню, какими там методами нас еще учили читать, по неактуальности.
И я буду дома учить читать, когда(если) наконец, получится, кого. Тем же способом.

Madra rua, нифига это не надо. Хотя бы потому, что ни до кого "к пятому классу" ничего не доходит, что мы видим в этих наших интернетах в полный рост.

ну да, ребенок привыкает. что пишется "манчестер", читается "ливерпуль" и полагаться на звук нельзя , как-то так

Ребенок, по-моему, прекрасно это запоминает в процессе классического обучения чтению. Я такой ребенок, например. Это тот случай, когда повторение и запоминание работает лучше понимания. Таблицу умножения надо просто знать назубок. И также запоминать, что как пишется и отличия, а объяснить можно позже, в процессе. Эта разница просто усваивается по умолчанию, а объяснять лучше все-таки в тот период, когда мозги начинают понимать абстракции.


В звуках он лучше разберется, если чтением не отвлекать... Фейспалм. Фабрика маразма.

2015-10-02 в 00:06 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Eswet, Но блин, он же чем-то обоснован, ну! Он же не сейчас придуман, а в глубоко советские времена, когда конспирологически заподозрить авторов в желании оболванить пару поколений школьников довольно затруднительно :) Правда, в советские времена этот подход в школу не допустили, мнда...

Зачем оболванить? Просто ошибка. "Это хуже преступления, это ошибка". Просто потом ее вдруг взяли на вооружение.

2015-10-02 в 00:07 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Eswet, Но блин, он же чем-то обоснован, ну! Он же не сейчас придуман, а в глубоко советские времена, когда конспирологически заподозрить авторов в желании оболванить пару поколений школьников довольно затруднительно :) Правда, в советские времена этот подход в школу не допустили, мнда...

Зачем оболванить? Просто ошибка. "Это хуже преступления, это ошибка". Просто потом ее вдруг взяли на вооружение.

     

Темны воды под мостом

главная